Луи Жак Манде Дагер.

Daguerre2

Луи Жак Манде Дагер.

Луи Жак Манде Дагер (фр. Louis Jacques Mande Daguerre; 18 ноября 1787, Кормейз-ан-Паризи, Сена и Уаза — 10 июля 1851, Бри-сюр-Марн) — французский художник и изобретатель, один из создателей фотографии.

Этот натюрморт Дагер в 1837 г. передал в Лувр как доказательство своего успеха.
Daguerre2Родился 18 ноября 1787 в Кормей близ Парижа (Франция). В тринадцать лет устроился учеником к архитектору, а в 1804 году уехал в Париж и устроился учеником к Деготти, декоратору Гранд-Опера. Дагер три года помогал оформлять спектакли, а потом почти десять лет трудился в мастерской Пьера Прево, известного мастера панорамной живописи. С 1816 года он становится главным художником театра Амбипо-Комик. У Дагера был природный дар декоратора, внутреннее чутье на световые и перспективные эффекты, а механику сцены он знал досконально. Вскоре театральные критики стали отмечать работу художника, а потом газеты начали писать, что на сцене и смотреть нечего, кроме декораций Дагера. После этого он решает работать самостоятельно и вместе со своим компаньоном Шарлем Бутоном в 1822 году организует и строит диораму.

Панорамы, изобретенные в конце XVIII века были довольно популярны. Живопись в сочетании с макетами на переднем плане производила сильное впечатление. Но неподвижные панорамы не шли ни в какое сравнение с тем зрелищем, которое задумал и создал Дагер. В 1822 году он создал первую диораму в специальном павильоне в Париже. Затем изобретатель соорудил такую же диораму и в Лондоне.

Технически идея Диорамы была довольно проста. С двух сторон полупрозрачного полотна писали две картины — дневной и ночной сюжеты. Полотно можно было осветить и спереди, и сзади через огромные окна, которые перекрывались подвижными прозрачными цветными фильтрами — экранами. Переменные свет и цвет могли мгновенно изменить картину. Диорама имела огромный успех. Диорамы были огромного размера — 14х22 метра, а сюжеты менялись через полгода.

Для Диорамы Дагер делал зарисовки с натуры и, чтобы облегчить себе работу, стал пользоваться камерой-обскурой. Изображения, создаваемые объективом на матовом стекле, хотелось как-то закрепить. Дагер узнает , что в Шалоне живет Нисефор Ньепс, который много лет занимается той же проблемой и уже достиг каких-то результатов. Дагер и Ньепс заключают договор о сотрудничестве и соглашаются работать в дальнейшем вместе. В 1833 году Ньепс скончался, и Дагер на некоторое время остановил совместно начатые разработки, но затем продолжал опыты сам.

Согласно легенде, летом 1835 года Дагер после очередной неудачной съемки, когда на пластинках не получилось никакого изображения, убрал их в шкафчик с химикалиями. Открыв его через несколько дней, он с удивлением увидел на полированном серебре яркое позитивное изображение. Догадавшись, что дело в парах каких-то веществ, хранившихся в шкафчике, он избрал простейший метод перебора и последовательного исключения причин: стал ежедневно класть в шкафчик новую экспонированную пластинку, один за другим убирая химикалии. И установил, что превращение чувствительного слоя вызвано несколькими капельками ртути из разбитого термометра. Сам Дагер написал об этом следующее: «Я был настолько подавлен многими предшествующими разочарованиями, что даже не почувствовал радости. Не забывайте, что это открытие пришло только после одиннадцати лет обескураживающих экспериментов, угнетавших мой дух». Еще почти два года ушли на поиски фиксирующего состава — раствора поваренной соли.
Дагеротип
Этот натюрморт Дагер в 1837 г. передал в Лувр как
доказательство своего успеха.

Дагерротипия — способ непосредственного получения при съемке позитивного изображения. Является первым практическим способом фотографирования. Он заключается в том, что посеребрённую медную пластинку тщательно полируют, затем непосредственно перед съёмкой обрабатывают парами йода, в результате чего образуется тончайший слой светочувствительного йодистого серебра. Под действием света в этом слое возникает скрытое изображение, проявляемое парами ртути. Полученное изображение закрепляют раствором тиосульфата натрия. Этот способ просуществовал до изобретения в 1851 г. мокрого коллодионного процесса. Чтобы запечатлеть на серебряной пластинке какой-либо вид хотя бы в общих чертах, нужна была выдержка в десятки минут. Снимать портреты практически было нельзя. Чтобы сфотографировать человека, его лицо «выбеливали» мелом, а волосы посыпали пудрой — в камеру-обскуру тогда попадало больше лучей света, отраженных от лица и волос. Но и при этом нужно было просидеть перед камерой на солнцепеке долгое время. Рисунок на пластинке трудно было рассмотреть: неприятно поражал зеркальный блеск изображения. К тому же изображение было очень непрочным, легко стиралось при малейшем прикосновении.

19 августа 1839 года способ дагерротипии был обнародован на объединенном заседании двух академий — наук и изящных искусств. Брошюра с описанием процесса в течение года выдержала 29 изданий во Франции и шесть за ее пределами, а увлечение дагерротипией стало всеобщим и в считанные недели распространилось по всему миру.

Скончался Дагер в Бри-сюр-Марн 10 июля 1851 года.